Задний дворник

Ru007
Рядовой
Рядовой
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 28 дек 2011, 14:27
Ваш авто: Lifan Smily
Откуда: г. Набережные Челны
Поблагодарили: 18 раз

Re: Предохранители...

#11

Сообщение Ru007 » 28 мар 2012, 22:40

ksiman! у меня сегодня возникла следующая проблема с дворниками: при их включении в салоне слышен сильный гул и идет вибрация на колонке, при этом сами дворники (передние) не работают, так же не работает омыватель. С задним дворником все в норме. Может сможешь подсказать в чем проблема?

Photograf
Сержант
Сержант
Сообщения: 70
Зарегистрирован: 08 июн 2011, 15:20
Откуда: москва
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 8 раз
Контактная информация:

Re: Предохранители...

#12

Сообщение Photograf » 28 мар 2012, 23:03

Похоже, что открутилась рейка дворников
Изображение

Аватара пользователя
ksiman
Маршал
Маршал
Сообщения: 5470
Зарегистрирован: 23 апр 2011, 22:16
Ваш авто: Lifan Smily
Пробег: 42000
Прошлый авто: ВАЗ 2107
Откуда: Нижний Новгород
Благодарил (а): 128 раз
Поблагодарили: 1693 раза

Re: Предохранители...

#13

Сообщение ksiman » 29 мар 2012, 07:01

Надо снимать жабо и смотреть. Похоже что-то с механикой (редуктор, рейка).
Ну а неработающий омыватель - моторчик насоса жужжит?
ИзображениеИзображение

Ru007
Рядовой
Рядовой
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 28 дек 2011, 14:27
Ваш авто: Lifan Smily
Откуда: г. Набережные Челны
Поблагодарили: 18 раз

Re: Предохранители...

#14

Сообщение Ru007 » 02 апр 2012, 09:52

ksiman писал(а):Надо снимать жабо и смотреть. Похоже что-то с механикой (редуктор, рейка).
Ну а неработающий омыватель - моторчик насоса жужжит?

съездил в сервис, оказалось у редуктора червячный вал пополам. заменили его с машины выставленной на продажу, тк. запчастей в наличии не было)))))

Аватара пользователя
vmuser21495
Старший прапорщик
Старший прапорщик
Сообщения: 208
Зарегистрирован: 10 окт 2013, 18:17
Ваш авто: Lifan Smily
Пробег: 0
Прошлый авто: 2111
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 23 раза

Re: Задний дворник

#15

Сообщение vmuser21495 » 14 июн 2014, 18:00

Disclaimer: идея начисто украдена, реализация напрочь своя.

Изначально в смайликах (да и не только) режим работы заднего дворника — единственный, и называется он «всегда махать». Особенно негативно воспринимается такой режим в наступивший сезон дождей, когда на заднем стекле собираются капли, но в недостаточном для одного прохода дворника количестве. Так, приходится либо слушать скрип резины по стеклу, либо изображать робота и периодически включать-выключать дворник.

Меня это не устроило, и я решил свою проблему электроникой.

Сценарий работы должен быть примерно такой:
— при первом включении дворник машет изо всех сил, при этом запоминается время работы;
— после выключения запоминается время ожидания дворника в режиме покоя;
— вторичное включение исполняет работу дворника в соответствии с запомненными временными промежутками;
— очередное выключение сбрасывает запрограммированный режим.

Если описывать проще, то для режима работы дворника «два раза взмахнул, пять секунд подождал» необходима сначала включить дворник на два взмаха, выключить на пять секунд и снова включить.

Изображение

Из электрической схемы нам известно, что управлением взмахами дворника занимаются приходящий с +12В красно-белый провод и уходящий сигнальный красно-черный. По факту имеем отдельный двухконтактный разъем с обозначенными проводами с одной стороны и выключателем на другой, причем на красно-белом напряжение появляется только при включенном зажигании, и в режиме работы дворника через цепь проходит ток около 0.3А.

Такая постановка вопроса сильно порадовала и уже вскоре нарисовалась следующая схема устройства, подключаемая в разрыв цепи:

Изображение

Список элементов следующий:
— регулятор напряжения L78L05ABUTR;
— микроконтроллер <a href="http://ww1.microchip.com/downloads/en/devicedoc/41211d_.pdf">pic12F683</a>;
— полевой транзистор <a href="http://www.irf.com/product-info/datasheets/data/irlml2402.pdf">IRLML2402</a>;
— полевой транзистор <a href="http://www.irf.com/product-info/datasheets/data/irlml6402.pdf">IRFR6402</a>;
— резистор 0805, 100 кОм;
— резистор 0805, 10 кОм;
— резистор 0805, 100 Ом;
— конденсатор 0805, 4,7 мФ;
— разъем 4х2.54 с фиксацией.

Разводка платы и программа для контроллера на Hi-Tech C STD 9.60PL3 лежат на Гитхабе.

Система вышла милипусечной, дополнительно со вторым разъемом решил не возиться, сразу припаял к плате отрезанный от шлейфа родной разъем. Недостающую землю взял через О-клемму на пятом винте, держащем пластиковый подрулевой кожух.
Несмотря на то, что фотоаппарат я свой посеял, на изображении ниже вполне угадывается собранное устройство и пятирублевая монета:

Изображение

В программе поставил некоторые ограничения, так максимальное время работы дворника составляет 10 секунд, время ожидания варьируется от двух секунд до одной минуты. При несоблюдении заданных интервалов устройство считается незапрограммированным и при последующем включении дворник будет работать постоянно.

Для индикации режима работы можно использовать внешний светодиод, подключаемый к выводу 6 (GP1). В «вечном режиме» светодиод будет потушен, при работе заданной программы — гореть.
Однако, я не ставил — ибо незачем, по большому счету.


Исходники, схемы и разводки лежат на Github

Аватара пользователя
ksiman
Маршал
Маршал
Сообщения: 5470
Зарегистрирован: 23 апр 2011, 22:16
Ваш авто: Lifan Smily
Пробег: 42000
Прошлый авто: ВАЗ 2107
Откуда: Нижний Новгород
Благодарил (а): 128 раз
Поблагодарили: 1693 раза

Re: Задний дворник

#16

Сообщение ksiman » 14 июн 2014, 21:14

Замечания к схеме :)
- Отсутствует входной конденсатор перед стабилизатором. Без него не всякий стабилизатор сможет устойчиво работать :(
- Отсутствует помехоподавляющая цепь на входе управления, но при установке рядом в переключателем - работать сможет :)
- Придётся мудрить с переключателем, ибо он по умолчанию коммутирует +12V на дворник и омыватель
ИзображениеИзображение

Аватара пользователя
vmuser21495
Старший прапорщик
Старший прапорщик
Сообщения: 208
Зарегистрирован: 10 окт 2013, 18:17
Ваш авто: Lifan Smily
Пробег: 0
Прошлый авто: 2111
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 23 раза

Re: Задний дворник

#17

Сообщение vmuser21495 » 15 июн 2014, 08:33

ksiman писал(а):Придётся мудрить с переключателем, ибо он по умолчанию коммутирует +12V на дворник и омыватель

«Омывательные» +12 на дворник подключаются уже после схемы и ни на что не влияют. Т.е. вообще ничего делать не надо.

Какой помехогаситель Вы хотели бы видеть на входе?

Аватара пользователя
ksiman
Маршал
Маршал
Сообщения: 5470
Зарегистрирован: 23 апр 2011, 22:16
Ваш авто: Lifan Smily
Пробег: 42000
Прошлый авто: ВАЗ 2107
Откуда: Нижний Новгород
Благодарил (а): 128 раз
Поблагодарили: 1693 раза

Re: Задний дворник

#18

Сообщение ksiman » 15 июн 2014, 09:15

vmuser21495 писал(а):«Омывательные» +12 на дворник подключаются уже после схемы и ни на что не влияют.

Омывательные 12V будут также паразитно запитывать всю схему

vmuser21495 писал(а):Какой помехогаситель Вы хотели бы видеть на входе?

С т.з. надёжного управления, недопустимо подавать сигнал прямо на вход контроллера, т.к. он будет помехи собирать и к тому-же сразу сгорит при случайной подаче 12V.

Лучше сигнал управления делать из 12V через делитель ;)

Ещё через IRFR6402 течёт весь пусковой ток двигателя заднего дворника (не менее 15А в течении 50мс) и он скорее всего быстро сгорит. Номинальный ток двигателя около 3А.
Кроме того, на его затвор и сток подаётся всё питающее напряжение с бортовой сети (с импульсами до 25V), что может легко пробить его, особенно по затвору (где максимум допускается всего 12V)
ИзображениеИзображение

Аватара пользователя
vmuser21495
Старший прапорщик
Старший прапорщик
Сообщения: 208
Зарегистрирован: 10 окт 2013, 18:17
Ваш авто: Lifan Smily
Пробег: 0
Прошлый авто: 2111
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 23 раза

Re: Задний дворник

#19

Сообщение vmuser21495 » 16 июн 2014, 10:27

ksiman писал(а):Ещё через IRFR6402 течёт весь пусковой ток двигателя заднего дворника (не менее 15А в течении 50мс) и он скорее всего быстро сгорит. Номинальный ток двигателя около 3А.
Кроме того, на его затвор и сток подаётся всё питающее напряжение с бортовой сети (с импульсами до 25V), что может легко пробить его, особенно по затвору (где максимум допускается всего 12V)

Как я понял, на переключатель приходит некоторый сигнальный провод, ибо ни 15А, ни 3А на нем не пахнет. Я намерил максимум 300мА.
P-канальный меняем на IRLML9301 (Vds = -30V, Id = -3.6А, Vgs = ±20V) без прочих изменений.

Аватара пользователя
ksiman
Маршал
Маршал
Сообщения: 5470
Зарегистрирован: 23 апр 2011, 22:16
Ваш авто: Lifan Smily
Пробег: 42000
Прошлый авто: ВАЗ 2107
Откуда: Нижний Новгород
Благодарил (а): 128 раз
Поблагодарили: 1693 раза

Re: Задний дворник

#20

Сообщение ksiman » 16 июн 2014, 10:49

vmuser21495 писал(а):Как я понял, на переключатель приходит некоторый сигнальный провод, ибо ни 15А, ни 3А на нем не пахнет.

Нет там никакого сигнального провода - схема простая, как бревно. С переключателя подаётся силовое прямо на движок, а в корпусе редуктора дворника стоит контакт доводчика, который фактически принудительно подаёт стороннее +12V на двиг до момента возврата его в исходное состояние. Вы измеряете ток уже на шутнированном переключателе, поэтому он маленький, но в момент запуска дворника этот ток не менее 15А и во время работы, когда дворник приходит в исходное положение ток кратковременно возрастает до номинальных 2-3А.
vmuser21495 писал(а):P-канальный меняем на IRLML9301 (Vds = -30V, Id = -3.6А, Vgs = ±20V) без прочих изменений.

Всё равно по току слабоват
ИзображениеИзображение



Вернуться в «Электрика»



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 8 гостей