Установка Борея и Фотона

Аватара пользователя
ksiman
Маршал
Маршал
Сообщения: 5470
Зарегистрирован: 23 апр 2011, 22:16
Ваш авто: Lifan Smily
Пробег: 42000
Прошлый авто: ВАЗ 2107
Откуда: Нижний Новгород
Благодарил (а): 128 раз
Поблагодарили: 1693 раза

Установка Борея и Фотона

#1

Сообщение ksiman » 12 июл 2014, 16:40

Пока проходит настройка и тестирование интересных устройств, расскажу немного о работе нашей системы охлаждения. Так уж получилось, что обсуждается в основном утечка антифриза (у кого чего болит :D ), а о работе самой системы информации маловато... Попытаюсь исправить этот пробел :)

Итак, помпа гоняет антифриз в зависимости от температуры ОЖ (охлаждающей жидкости) по малому или большому контуру охлаждения. Переключаются контуры при помощи термостата. Температура начала открывания термостата 82гр, температура полного открывания термостата 95гр. Радиатор охлаждения двигателя стоит в большом контуре охлаждения, печка и подогрев впускного коллектора промываются в любом случае независимо от текущего работающего контура.
Подача ОЖ в радиатор охлаждения идёт сверху. Там-же установлена несчастная крышка-клапан радиатора.
Пока автомобиль спокойно движется со скоростью более 40км/ч, радиатор нормально охлаждается набегающим потоком воздуха, при этом его температура может опускаться ниже рабочей, а температура двигателя поддерживается за счёт призакрывания термостата. На меньшей скорости и особенно в жару температура ОЖ повышается, термостат полностью открыт. Если скорость совсем небольшая, либо нагрузка на двигатель повышенная, радиатор перегревается и необходимо помогать ему продуваться - для этого и служат вентиляторы принудительного охлаждения.
На радиаторе охлаждения двигателя стоят два вентилятора:
Первый вентилятор (более мощный - около 160Вт, диаметром 12", скоростной и шумный) - обдувает радиатор конденсора и 1/4 часть радиатора охлаждения двигателя.
Второй вентилятор (послабей - около 120Вт диаметром 12" и потише) - обдувает 1/2 часть радиатора охлаждения двигателя.
Температура включения первого вентилятора 93гр, отключения 86гр
Температура включения второго вентилятора 94гр, отключения 87гр
Я не знаю, чем думали разработчики нашего автомобильчика, но логика работы этих вентиляторов вызывает лёгкое недоумение.
В итоге имеем: тихий вентилятор, хорошо охлаждающий радиатор, который почти никогда не работает и шумный вентилятор, плохо охлаждающий радиатор, который по жаре в пробке молотит постоянно, пытаясь охладить двигатель до 86гр, заглушая работу двигателя :( Знакомая картина, не правда-ли? ;) При работе кондиционера этот шумный вентилятор также молотит постоянно, но тут уж никуда не деться, ибо надо хорошо охлаждать радиатор конденсора.
Управляет всем этим безобразием ЭБУ, изменить логику его работы возможно только перепрошивкой.
Управляющими сигналами для включения этих вентиляторов являются:
- датчик температуры ОЖ
- сигнал включения зажигания
- сигнал включения кондиционера
Датчик температуры стоит на водяном коллекторе около термостата. Внутри корпуса датчика установлено два абсолютно независимых одинаковых терморезистора. Один подключен между корпусом датчика и средним выводом разъёма - идёт на приборную панель и зажигает палочки и красный градусник :)
Второй изолирован от корпуса, подключен к крайним выводам разъёма и идёт в ЭБУ. Именно по нему управляются вентиляторы и показывается температура на бортовых компьютерах и адаптерах.
Т.к. датчика два, нет абсолютно чёткой зависимости между палками приборки и температурой в ЭБУ. Например, у меня 4 палки 70-84гр, но на другом авто может быть иначе, т.к. между датчиками есть определённый разброс параметров.

Вентиляторы управляются при помощи двух реле, на защите силовых цепей стоят два предохранителя.
ЭБУ проверяет наличие этих реле и исправность их катушек. В случае чего выдаёт ошибку на приборной панели. Исправность предохранителей и силовых цепей не проверяется.
Дополнительно ЭБУ проверяет исправность температурного датчика ОЖ на обрыв и замыкание. При наличии проблем с датчиком температуры, выдаётся ошибка на приборной панели и включаются оба вентилятора на постоянную работу.

Тут приведена таблица прогрева двигателя
https://yadi.sk/d/tWNSp65aWZBUe
ИзображениеИзображение

Аватара пользователя
ksiman
Маршал
Маршал
Сообщения: 5470
Зарегистрирован: 23 апр 2011, 22:16
Ваш авто: Lifan Smily
Пробег: 42000
Прошлый авто: ВАЗ 2107
Откуда: Нижний Новгород
Благодарил (а): 128 раз
Поблагодарили: 1693 раза

Re: Установка Борея

#2

Сообщение ksiman » 12 июл 2014, 17:41

Теперь вопрос - а что-же делать?
Если шум работы вентилятора Вам не досаждает - ничего не делайте и не мешайте системе работать :D
Если очень хочется сделать систему охлаждения потише, один из вариантов - установка дополнительного устройства управления штатным вентилятором, например Борей-АВ http://silich.ru/boreas-av.html
Идея такова - контролировать температуру ОЖ и за несколько градусов до включения шумного вентилятора принудительно потихоньку включать тихий вентилятор охлаждения радиатора двигателя. Причём, чем выше температура ОЖ, тем сильнее будет крутиться вентилятор. Оптимальная точка начала включения вентилятора 89гр. На работающем двигателе этот вентилятор абсолютно не слышно при питающей его мощности менее 70%. Реально в пробке он крутиться на 30%-40% и я его абсолютно не слышу и никак не ощущаю :) Во время тяжёлой езды в затяжную гору по песку вентилятор изредка раскручивается до 80-100%, вот тогда его становиться слышно. Во время типичной спокойной городской езды вентилятор крутиться на 30-50%. Именно для контроля работы вентилятора во время езды был дополнительно приобретён и установлен Фотон-1, визуально показывающий мощность работы вентилятора охлаждения. Всё вышеописанное применимо для тёплого времени года. Зимой будут действовать немного другие цифры и величины.
Сразу скажу, что я устройства не рекламирую и не продаю. Кроме того, активно их обсуждаю и критикую на ихнем форуме и в письмах производителю для того, чтобы следующие разработки были лучше http://silich.ru/forum/forumdisplay.php?f=7. Да, устройства неидеальные, но вполне работоспособные при правильной установке, подключении и настройке. При нормальной работе, устройство не только снижает шум работы вентилятора, но и более точно поддерживает температуру ОЖ (в пределах + - 2гр), снижает потребляемую вентиляторами мощность, продувает подкапотное пространство после окончания работы двигателя. Иногда во время езды температура ОЖ опускается до 83гр (когда авто с длинной горки накатом спускается). При этом вентиляторы естественно не работают.
Установка и подключение устройства на смайлик имеет свои особенности о которых я расскажу конкретно в будущем обзоре, который выйдет после окончания тестирования.
ИзображениеИзображение

Аватара пользователя
ksiman
Маршал
Маршал
Сообщения: 5470
Зарегистрирован: 23 апр 2011, 22:16
Ваш авто: Lifan Smily
Пробег: 42000
Прошлый авто: ВАЗ 2107
Откуда: Нижний Новгород
Благодарил (а): 128 раз
Поблагодарили: 1693 раза

Re: Установка Борея

#3

Сообщение ksiman » 15 июл 2014, 14:10

Итак, после окончания тестирования, смело могу рекомендовать Борей-АВ для управления вентилятором охлаждения радиатора двигателя :)
Борей-АВ был приобретён в конторе СиличЪ http://silich.ru/ за 2300р + 300р доставка.
Место установки выбрано около привода переднего стеклоочистителя - там относительно прохладно, довольно чисто и доступно :D Из-за слабого вентилятора нагрев блока незначителен - он лишь немного теплее окружающего металла.
На грязь под капотом внимания не обращаем :D
Для надёжного крепления был изготовлен кронштейн из подходящей монтажной пластины, которую двумя гайками закрепляем на торчащих болтах крепления стеклоочистителя.

Изображение

Все ненужные разъёмы на проводах Борея обрезаем за ненадобностью.
Ферритовое колечко было заменено размером побольше и на него домотан провод питания (это делать совсем не обязательно, просто у меня их полно, вот и применил для пользы).
Показал просто для сравнения, синее кольцо - штатное

Изображение

Весь пучок проводов разделяем на 3 части:
- Силовая масса (черный) + вход с кондиционера (синий, не использовал) + выход на дополнительное реле (белый, не использовал). Засунуть в силиконовую трубку 6мм и силовую массу (чёрный) подключить на крепление самого Борея.

Изображение

- Силовое питание (красный) + силовой выход (красный). Засунуть в силиконовую трубку 6мм и завести в монтажный блок моторного отсека.

Отсоединить АКБ, снять расширительный бачок антифриза, снять крышку монтажного блока моторного отсека.

Изображение

Изображение

Снять монтажный блок моторного отсека.
Снять нижнюю крышку с него.

Изображение

Зачистить провода

Изображение

Прикрутить провода. Длинный красный с кольца Борея - на сине-белый, короткий красный с Борея - на фиолетово-красный.

Изображение

Пропаять

Изображение

Изолировать

Изображение

Проложить кабели и закрепить

Изображение

Изображение

Изображение

Собрать монтажный блок и поставить на место

Изображение

Изображение

- Измерительный вход (жёлтый с синей полосой) + измерительная масса (коричневый). Засунуть в силиконовую трубку 4мм и довести до датчика температуры.

Из-за особенностей измерения температуры ЭБУ смайлика, придётся использовать дополнительный биметаллический термовыключатель с нормально разомкнутыми контактами на 70гр или 75гр. Это вынужденная мера, иначе пришлось-бы врезать в систему охлаждения дополнительный датчик температуры :(
Внимание! Термовыключатель не будет измерять температуру! Он нужен только для блокировки работы Борея на холодном двигателе. Измерять температуру будет только штатный датчик температуры.

Изображение

Изображение

Напаиваем на него хвостик проводов 25-30см и изолируем

Изображение

Удобнее всего разместить термовыключатель на площадке водяного коллектора рядом с датчиком температуры. Для этого надо снять верхнюю крышку воздушного фильтра вместе с патрубком до дросселя.

Изображение

Прикинуть, как будет стоять термовыключатель

Изображение

Приклеить на автомобильную пятиминутную эпоксидную смолу, предварительно очистив и обезжирив поверхности

Изображение

Отсоединить разъём с датчика температуры (не забыть снять фиксирующую скобу)

Изображение

Немного разрезать изолирующую трубку около разъёма

Изображение

Зачистить крайние провода и примотать к ним провода от Борея и термовыключателя в соответствии со схемой.
Измерительная масса Борея идёт прямо на чёрный провод кабеля термодатчика. Измерительный вход борея соединяется с одним из проводов термовыключателя. Второй конец термовыключателя идёт на жёлто-чёрный провод кабеля термодатчика.
Изолировать

Изображение

Установить разъём на место, зафиксировать скобой
Закрепить кабели

Изображение

Изображение

Изображение

Поставить назад воздушный фильтр
Итоговая схема подключения Борей-АВ вместе с Фотон-1 получилась такая

Изображение

Никакие провода с Борея не пришлось наращивать :)

Родной магнитик в белой бумажке запечатал поприличнее :D

Изображение

На всю процедуру установки ушло суммарно около 6 часов. Так долго - потому, что старался не колхозить и делать всё качественно и надёжно.

Фотон нужен был только для визуализации работы вентилятора и его можно не ставить
Про его установку и работу будет отдельная разговор ;)
ИзображениеИзображение

Аватара пользователя
ksiman
Маршал
Маршал
Сообщения: 5470
Зарегистрирован: 23 апр 2011, 22:16
Ваш авто: Lifan Smily
Пробег: 42000
Прошлый авто: ВАЗ 2107
Откуда: Нижний Новгород
Благодарил (а): 128 раз
Поблагодарили: 1693 раза

Re: Установка Борея и Фотона

#4

Сообщение ksiman » 16 июл 2014, 12:31

Опуская все тонкости, привожу итоговую оптимальную настройку Борея-АВ
- 4 тип датчика температуры
- Время снижения теплового удара 20сек (оставлено по умолчанию)
- Активный уровень кондиционера низкий (оставлен по умолчанию)
- Без корректировок точек включения и масштаба шкалы (оставлены по умолчанию)
- Ручная установка точки включения на 89гр

Подробная методика настройки написана в паспорте, но немного дополню:
После смены типа датчика, прогрейте двигатель на х/х до температуры 89гр, поднесите магнит на пару секунд и уберите его. После этого вентилятор начинает плавно раскручиваться до максимальной скорости, включите печку на максимум, чтобы быстро охладить ОЖ до 84гр. Вентилятор останавливается и записывает себе в память внутренние коэффициенты для корректного плавного управления вентилятором.
После такой настройки температура ОЖ будет поддерживаться на уровне 87-91гр и шумный вентилятор срабатывать без причин не будет.
ИзображениеИзображение

Аватара пользователя
ksiman
Маршал
Маршал
Сообщения: 5470
Зарегистрирован: 23 апр 2011, 22:16
Ваш авто: Lifan Smily
Пробег: 42000
Прошлый авто: ВАЗ 2107
Откуда: Нижний Новгород
Благодарил (а): 128 раз
Поблагодарили: 1693 раза

Re: Установка Борея и Фотона

#5

Сообщение ksiman » 16 июл 2014, 12:32

Фотон-1 представляет собой линейный дискретный вольтметр постоянного и импульсного напряжения.
http://silich.ru/led-shkala.html
Стоит всего 250р
Я использую его для визуализации работы вентилятора охлаждения радиатора двигателя.
Установил в левом нижнем углу лобового стекла, приклеив к торпеде силиконовым герметиком.
Обзору не мешает, глаза не мозолит, просто тихо работает :D
Установленный выглядит примерно так (на крепление справа и провод сверху внимание на обращайте - это от навигатора)

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Совсем вблизи выглядит так

Изображение

Неактивные светодиоды слегка подсвечиваются (можно и отключить)

Соответствие мощности работы вентилятора и показаний светодиодной шкалы:
0% - 0
30% - 2
40% - 3
50% - 4
60% - 5
70% - 6
80% - 7
90%-100% - 8

Несмотря на длинные провода, их всё равно пришлось удлинять, т.к. протягивал через существующую гофру сигнализации.
Установка и подключение в картинках :)

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Ещё после установки Фотона, заметил интересную особенность - оказывается вентилятор самостоятельно крутиться во время езды от набегающего потока воздуха. При движении со скоростью 80-100км/ч вентилятор раскручивается до 20%, при движении со скоростью 100-120км/ч вентилятор раскручивается до 30%. Вращающийся двигатель вентилятора вырабатывает электричество, которое и зажигает индикаторы Фотона :)
ИзображениеИзображение

dvad2000
Капитан
Капитан
Сообщения: 425
Зарегистрирован: 12 сен 2011, 00:18
Откуда: Балашиха
Благодарил (а): 41 раз
Поблагодарили: 275 раз

Re: Установка Борея и Фотона

#6

Сообщение dvad2000 » 16 июл 2014, 14:46

ksiman не совсем понятно по установке.
1.Припаиваем провода только к одному выводу термовыключателя , а другой просто изолируем. и сколько проводов ?
2. "Зачистить крайние провода и примотать к ним провода от Борея и термовыключателя в соответствии со схемой" - Пожалуйста совсем для нубов , распишите по цветам какой провод к какому приматывать.

Аватара пользователя
ksiman
Маршал
Маршал
Сообщения: 5470
Зарегистрирован: 23 апр 2011, 22:16
Ваш авто: Lifan Smily
Пробег: 42000
Прошлый авто: ВАЗ 2107
Откуда: Нижний Новгород
Благодарил (а): 128 раз
Поблагодарили: 1693 раза

Re: Установка Борея и Фотона

#7

Сообщение ksiman » 16 июл 2014, 14:59

Думал по схеме будет понятно, объясняю подробнее :)
Измерительная масса Борея идёт прямо на чёрный провод кабеля термодатчика. Измерительный вход борея соединяется с одним из проводов термовыключателя. Второй конец термовыключателя идёт на жёлто-чёрный провод кабеля термодатчика.
В результате, при низкой температуре двигателя (менее 60гр), измерительный вход Борея оказывается отключенным от термодатчика. Это необходимо для исключения работы Борея в первом диапазоне измерительных температур (менее 50гр). Борей просто не знает, что некоторые ЭБУ и приборки имеют более сложные и более точные принципы измерения температуры :D
ИзображениеИзображение

Gushchinica
Старший сержант
Старший сержант
Сообщения: 99
Зарегистрирован: 15 авг 2013, 16:50
Ваш авто: Lifan Smily
Пробег: 59000
Прошлый авто: Hover H5
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 1 раз

Re: Установка Борея и Фотона

#8

Сообщение Gushchinica » 16 июл 2014, 22:22

ksiman Вы просто псих) В хорошем смысле, разумеется!)
Сегодня только озаботился работой вентиляторов... До Борея мне, конечно, далеко, но почитать было интересно) Жаль электросхем еще со школьной физики не понимаю) С остальной физикой все хорошо!

Аватара пользователя
sufics
Майор
Майор
Сообщения: 573
Зарегистрирован: 21 янв 2012, 11:17
Ваш авто: Lifan Smily
Пробег: 90000
Прошлый авто: много
Откуда: Ревда-Екатеринбург
Благодарил (а): 91 раз
Поблагодарили: 70 раз

Re: Установка Борея и Фотона

#9

Сообщение sufics » 20 июл 2014, 20:53

Был опыт с бореем, глючить начал(сам запускал карлсона без причины) потом просто пробой. Молотил постоянно. Да и толку от него, всё равно на максимальные скорость выводил.
Изображение

Аватара пользователя
ksiman
Маршал
Маршал
Сообщения: 5470
Зарегистрирован: 23 апр 2011, 22:16
Ваш авто: Lifan Smily
Пробег: 42000
Прошлый авто: ВАЗ 2107
Откуда: Нижний Новгород
Благодарил (а): 128 раз
Поблагодарили: 1693 раза

Re: Установка Борея и Фотона

#10

Сообщение ksiman » 20 июл 2014, 21:08

Версий Бореев за несколько лет было разработано много.
Мой пока работает нормально и только радует, вентиляторов охлаждения не слышу :)
Ещё могу добавить, что правильная установка такого рода устройств - половина успеха :)
ИзображениеИзображение



Вернуться в «Электрика»



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 13 гостей